Современное бизнес-образование стало невероятно востребованным на постперестроечном пространстве. Оно расширяет высшее образование, но не заменяет его. Каждый специалист, который желает несколько развиваться в данной сфере, может пройти обучение в бизнес-школах.
Для чего же вообще проводится бизнес-обучение? Его основная задача – подготовить специалистов для труда в сферах финансов, бизнеса и экономики, как на государственных предприятиях, так и в частных фирмах.
Начальная ступень развития бизнес-школ
О необходимости подготовки специалистов от бизнеса начали говорить в нашей стране примерно в 1992 году после различных гайдаровских реформ. Однако из-за кризиса в стране государство в те годы быстро свело на нет финансирование разных объектов. И только лишь появившиеся бизнес-центры подверглись серьезным испытаниям. И такой была начальная ступень в развитии этого вида образования. Она характеризовалась такими аспектами:
- Отсутствие интереса к бизнес-образованию от частных компаний из-за их собственного тяжелого положения;
- Банкротство многих бизнес-школ или серьезный кризис у оставшихся школ;
- Наше государство, которое было главным заказчиком бизнес-кадров самоустраняется, многие школы оказываются не у дел, да еще и без финансирования;
- В бизнес специалист может попасть, только если у него есть свидетельство об окончании бизнес-курсов В США или Европе;
- Немногочисленные клиенты вынуждают школы бороться за свое внимание, в результате возникает конкуренция, в итоге остаются пару школ, которые могут предложить обучение высочайшего уровня.
На всей территории бывшего СССР к середине 90-х осталось не более 50 бизнес-центров, и они готовили грамотных специалистов.
Вторая ступень развития
Начиная с 1995 года бизнес-обучение становится более востребованным. Бизнес начал развиваться, точно также как и экономика страны. А это значит, в бизнес-школах стало появляться все больше разных клиентов, которые желают обучиться основам бизнеса. Это руководители разного уровня, а также всевозможные специалисты.
Здесь можно выделить вступившие в силу изменения:
- На смену маленьким образовательным программам приходят чуть более объемные, которые дают развернутую информацию. Желающих получить второе высшее образование по специальности, связанной с бизнесом, становится все больше и больше.
- ВУЗы вводят новые дисциплины: маркетинг, управление предприятий, финансы и другие.
- Выделяется лидер, сохранивший собственные позиции до наших дней – это «Магистр делового администрирования».
Это вовсе не означает, что краткосрочные программы исчезли, но они претерпели изменения. Главными стали следующие моменты:
- Переобучение специалистов в соответствии с потребностями.
- Руководители предприятий сами хотят получить новое образование, чтобы суметь лучше управлять своими предприятиями и получать больше прибыли.
- Стало больше специалистов узкой деловой направленности, которые готовы совершенствовать свои навыки.
Маркетинг бизнес-школ также претерпевает серьезные изменения. И теперь во главе всего стоит не реклама, ориентированная на потребителя, а следующие факторы:
- Продвижение торговой марки, что обычно влечет повышение качества предоставляемых услуг.
- Такие школы создают программы, которые интересны большинству организаций, особый подход в создании курса.
- В разных школах преподают специалисты высочайшей квалификации, получившие свои знания за рубежом, а также, имеющие разрешение учить в России.
- Все бизнес-школы имеют теперь аккредитацию.
С середины 90-х годов того века бизнес-ценрты шагнули на новую ветвь развития. Вообще, сфера образования все больше совершенствуется и развивается. На сегодняшний момент уровень бизнес-обучения в России не уступает западноевропейским аналогам, и образование, полученное в нашей стране, ценится по всему миру.