Электронная коммерция стабильно набирает обороты. Интернет-магазин может выступать в качестве самостоятельного бизнес-проекта или служить инструментом для увеличения объемов продаж. Реализация товаров и услуг в Интернете имеет свою специфику, которую нужно учитывать при создании сайта.
Подготовительный этап
Процессу непосредственного создания онлайн-магазина должна предшествовать серьезная подготовительная работа, от которой зависит успешность проекта. На данном этапе необходимо определиться со следующими вопросами:
- Выбрать продукт для реализации. При наличии офлайн-бизнеса или готового товара данный пункт можно пропустить. Тем, кто хочет начать бизнес с нуля, необходимо определиться с ассортиментом магазина. Сегодня можно сотрудничать по системе дропшиппинга со многими крупными торговыми точками либо приобретать товар по оптовым ценам с последующей наценкой и продажей. При выборе товара следует обратить внимание на его востребованность с помощью анализа поисковых запросов, ценовую категорию (на старте лучше ориентироваться на среднюю и верхнюю), конкуренцию в данной нише, удобство в плане логистики.
- Составить портрет целевой аудитории. Необходимо иметь четкое представление о потенциальном покупателе (пол, возраст, материальное положение, род деятельности, интересы, геолокация, семейное положение и пр.). Чем точнее будет составлен портрет, тем выше конверсия сайта, поскольку эти данные необходимы для составления общей концепции сайта и маркетинговой политики. Это можно сделать на основе личных наблюдений, результатов социологических опросов, изучения тематических форумов.
- Изучить конкурентов. Начинающим интернет-предпринимателям рекомендуется найти компании, реализовывающие аналогичные товары и занимающие лидирующие позиции в данной отрасли. Внимательно изучив их сайты, можно получить полезную информацию о структуре ресурса, необходимом функционале, контенте, маркетинговой стратегии. Анализ конкурентов позволит не только составить концепцию своего магазина, но и подумать, какие преимущества можно предоставить своим клиентам.
- Составить концепцию сайта. Данное понятие включает в себя все ключевые моменты создания сайта: дизайн, структуру, навигацию, функционал, контент. Концепция разрабатывается с учетом стиля и направления деятельности компании, портрета потенциального потребителя, анализа сайтов конкурентов. Также следует заранее продумать способы раскрутки ресурса (сео-продвижение, популяризация в социальных сетях, покупка ссылок и рекламы и пр.).
- Подготовить контент. Составление контент-плана начинается с разработки семантического ядра на основе поисковых запросов различной частотности. При этом следует учитывать географическую территорию, на которую распространяется деятельность копании. Основу интернет-магазина составляет товарная витрина, поэтому для каждой позиции необходимо подготовить высококачественные фотографии и детальное описание. Следует подчеркнуть, что весь контент должен быть уникальным.
Техническая сторона вопроса
Переходя непосредственно к созданию сайта, необходимо выбрать платформу для реализации идеи. Наиболее популярными способами самостоятельной разработки интернет-магазинов являются CMS и онлайн-конструкторы. С помощью различных систем управления сайтом можно создавать даже масштабные торговые площадки, но данный метод требует хотя бы базовых знаний в области программирования и веб дизайна, а также навыки работы с хостинг-платформами. Поэтому начинающим вебмастерам целесообразно остановить выбор на конструкторе сайтов.
На рынке сайтостроения существует большое количество конструкторов, как универсальных, так и специализированных. При поиске подходящей платформы следует учитывать качество шаблонов, наличие необходимых функциональных инструментов, удобство использования сервиса, его репутацию и возраст, ценовую политику. Для начала рекомендуем посмотреть на этот рейтинг: «», а перед окончательным выбором рекомендуется протестировать несколько сервисов, используя тестовый период или бесплатный тариф.
Услуги конструктора включают в себя размещение сайта на хостинге компании, поэтому пользователям остается лишь зарегистрировать доменное имя и присоединить его к сайту. Многие платформы позволяют это сделать из панели администратора. Кроме этого, разработчики берут на себя ответственность за безопасность работы и сохранность данных, что немаловажно для ведения электронной коммерции.
Огромную роль, как для посетителей, так и владельцев интернет-магазина играет функционал. Набор функциональных инструментов характерен для большинства продающих сайтов. Его можно разделить на несколько групп:
- демонстрационный. Создание каталога с категориями и подкатегориями, возможность добавления достаточного числа характеристик, модули для увеличения конверсии (сопутствующие и аналогичные товары, недавно просмотренные позиции);
- поисковый. Позволяет посетителям быстро найти интересующий товар. Включает в себя поиск товара в каталоге по названию или ключевому слову, сортировку выбранных товарных позиций по различным параметрам, сравнение товаров перед окончательным выбором;
- информационный. Для оповещения пользователей о новостях компании, проведении акций или распродаж можно использовать email-рассылку, а также модуль информационного блока на сайте;
- коммуникационный. Инструменты для организации обратной связи с посетителями и клиентами (онлайн-чаты, формы обратной связи, заказ звонка, виджеты комментариев, кнопки с блоками соцсетей и пр.);
- seo-функционал. Необходим для естественного продвижения в поисковых системах: написание метатегов, заголовков страниц, ЧПУ, удаление дублей страниц и т.д.
При организации работы интернет-магазина следует учитывать требования действующего законодательства (соблюдение политики конфиденциальности, выдача электронных фискальных чеков), а также обеспечить безопасную передачу данных по HTTPS протоколу при приеме онлайн-платежей.
Многие современные конструкторы сайтов не уступают по своим возможностям CMS и позволяют создать полноценный высоко конверсионный интернет-магазин удобный как для покупателей, так и администраторов. Однако следует помнить, что реализация идеи во многом зависит от тщательно проведенного подготовительного этапа.