Следы масонов в Воронеже

Тайные общества и ордена тысячелетиями существуют по всему миру. И в России тоже. Но на то они и тайные, чтобы не раскрывать публично свои секреты. Поэтому, как правило, информация об их деятельности весьма скудна. И это больше мифы, чем реальные сведения. Так, существуют исторические легенды о масонской ложе в городе Воронеж. И не только о масонской…

Сосланный сенатор и «Пудель на костылях»

Если верить преданиям, то во время похода Наполеона на Москву в Воронеж прибыл, будучи сослан туда властями по политическим мотивам, московский почт-директор, действительный тайный советник, сенатор Федор Петрович Ключарев, являвшийся масоном высокой степени посвящения. Граф Ростопчин, тогдашний губернатор Москвы, заподозрил его в сношениях с французами. Хотя уже в 1816 г. Ключарева реабилитировали.

Еще одним известным местным представителем «вольных каменщиков» был воронежский губернатор Дмитрий Никитич Бегичев. Впрочем, уже в 20-х гг. XIX в. пост губернатора занимал другой человек – Николай Иванович Кривцов. И представьте себе, он тоже слыл масоном! А еще у него, потерявшего ногу на военной службе, было прозвище — Пудель на костылях. Как-то раз шутливый герб, изображающий пуделя на костылях, даже вывесили прямо на стене дома, где жил градоначальник.

Тайны «Атона»

Между прочим, пудель является одним из символов ордена розенкрейцеров. Этот персонаж в разных ипостасях возникает в произведениях писателей, которые так или иначе тяготели к мистике и оккультизму — и в «Фаусте» Гёте, и в «Золотом ключике» Алексея Толстого, и в «Эфирном тракте» Андрея Платонова. Кстати, последний входил в литературное общество «Атон», основанное в 1923 г., т.е. уже во времена СССР.

Возглавлял общество Роберто Бартини, которого, в свою очередь, прозвали «красным бароном». Весьма таинственная личность, итальянец по происхождению, Бартини трудился инженером-конструктором, занимался самолетостроением.


Бартини придерживался космологического мировоззрения. Он утверждал, что во Вселенной шесть измерений и что необходимо «моделировать» людей, способных двигать прогресс. Скорее всего, он и себя к ним относил.

Конечно, участники «Атона» не называли себя открыто ни масонами, ни розенкрейцерами. Но косвенные намеки на это имеются.

Грифоны и Звезда Давида

На территории Воронежа можно встретить довольно много масонской символики. В основном она относится к периоду XIX-XX столетий. Так, на фасаде здания филармонии на площади Ленина красуются лепные грифоны с львиными телами и орлиными крыльями. У масонов Орел олицетворяет власть небесную, а Лев – земную. Среди архитектурных элементов также факелы – символы истины и шестиконечные звезды, означающие один из основных философских постулатов о единстве и борьбе противоположностей.

Еще больше тайной символики в декоре здания, которое стоит по адресу Пушкинская, 20. До революции оно было известно как дом купца Безрукова. Например, это изображения ваз. В масонстве они символизируют путь становления человека на правильную основу. Баран – символ превращения у растений и животных. Кроме того, на фасаде можно узреть изображения птицы Сирин и Звезды Давида, которые вообще много чего означают…


Некоторые исследователи, правда, считают, что символика может быть и не масонской. Тем более, в особняке на Пушкинской вроде никакие масоны никогда не собирались. Может, просто прежние хозяева были любителями всего магического и оккультного…

Павшие воины и Богородица

Отдельного упоминания заслуживает памятник Славы работы местного скульптора Федора Сушкова, расположенный на пересечении Московского проспекта и улицы Хользунова. Это мемориальный комплекс, установленный на братской могиле, где захоронены красноармейцы, погибшие в боях за Воронеж в 1942 г. Памятник установили в январе 1967 г., в 25-ю годовщину битвы.


Скульптура изображает русского солдата-богатыря, а на стеле выбиты очертания женщины, кормящей младенца. Ходят слухи, что сначала Сушков собирался изобразить Богородицу. В итоге он на это не решился, но в прическе молодой матери зашифрованы Орел, какая-то древнеегипетская птица и даже змея… Недаром советский писатель-фантаст Гай Аматуни, один из членов «Атона», в своей повести-сказке «Чао – победитель волшебников» (1964) описывает путешествие персонажей из Венева в Пятигорск через старый Воронежский аэропорт, находившийся неподалеку от того самого памятника Славы. В повести упоминается, что между памятником Славы и аэропортом стоит Пирамида – символ, который присутствует буквально во всех тайных учениях. И оттуда рукой подать до Рамони – места, которое и сегодня слывет мистическим. Кстати, несложно выделить в названии «Рамонь» слова «Ра» и «Амон», также обозначающие древнеегипетского бога Солнца. А псевдоним Бартини в «Атоне» был именно Ра. Путь же герои Аматуни держат в Пятигорск, где окаменевший Орел сжимает Змею…

Сушков является и автором скульптурной композиции на площади Победы, открытой в честь 30-летия окончания войны 9 мая 1975 г. Здесь опять в центре стоит женщина с ребенком на руках, а по обе стороны от нее – 11 фигур, изображающих: партизана, офицера, девушку-санинструктора, автоматчика, летчика, морского пехотинца, танкиста, рабочего со знаменем, работницу, колхозницу и девушку-комсомолку. Говорят, что изначальным замыслом скульптора было опять же изобразить Богоматерь с младенцем и 12 апостолов. Но не сложилось…

Источник: myjane.ru

Головорот - Всё о голове